Перевозка контейнеров автотранспортом
При совместном использовании контейнеров, как средства для надежной упаковки груза, и автомобильного транспорта, как способа его доставки, удается проектировать и реализовывать самые сложные схемы доставки. В виду разнообразия конструкций существующих контейнеров, к контейнерным грузам (т.е. грузам, могущих перевозиться в этом транспортном оборудовании) сегодня относится самая широкая номенклатура товаров, от сыпучих и жидких продуктов до объектов высокой заводской готовности (промышленного оборудования, машин). В ходе перевозок контейнеров автотранспортом транспортная тара исполняет роль не только прочной упаковки многоразового применения, способной существенно ускорить транспортный процесс, снизить вероятность порчи и повреждения груза (вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды или неосторожного обращения при проведении погрузо-разгрузочных и перегрузочных работ, путем их исключения), но и как съемный кузов.
При таком подходе прибывший под погрузку автомобиль не простаивает в ожидании окончания загрузки, а просто сцепляется с предварительно загруженным контейнером (который устанавливается на контейнерную площадку и крепится на ней). Это позволяет существенно сократить общее время перевозки контейнеров автотранспортом, исключить из транспортного процесса дорогостоящий простой транспортных средств. На автотранспорте могут перевозиться как универсальные, так и специализированные контейнеры. Первые предназначены для доставки самой широкой номенклатуры товаров, от тарно-штучных до тяжеловесных (в контейнерах типа heavy tested). Именно на универсальные контейнеры приходится львиная доля контейнерного грузопотока при международных контейнерных перевозках грузов автомобильным транспортом.
В специализированных контейнерах размещаются однородных по своим свойствам и характеристикам группам грузов, например, скоропортящихся или насыпным. Вне зависимости от уровня и направления специализации контейнеров, все они стандартизированы (ISO container). В России все еще находят применение контейнеры отечественного стандарта (с массой брутто 1,25, 2,5 и 5 тонн), но постепенно они выходят из употребления. Международный стандарт контейнера предусматривает не только кратность их длины основанию модуля (1528 мм), но еще и стандартный перечень элементов конструкции: крыши, боковых и торцевых стенок, пол, боковых и торцевых дверей, люком, фитингов, перепускной арматуры. Стандартные типоразмеры, устоявшийся перечень элементов конструкции позволяет стандартизовать и унифицировать и перечень перегрузочных работ, выполняемых при мультимодальных контейнерных перевозках грузов.
Перевозка контейнеров автотранспортом часто является составной частью мультимодальной доставки (в том числе в рамках технологии «от двери до двери»), но может выполняться независимо для выполнения всего маршрута перевозки (унимодальной). Большинство существующих контейнеров относится к категории тонкостенных, которые не защищают грузы от воздействия таких факторов как перепады температуры, но препятствуют попаданию атмосферной влаги (осадков). К толстостенным конструкциям относят теплоизолированные термостаты и рефрижераторы. В обоих случаях, стенки контейнера с внутренней стороны покрываются теплоизоляционным материалом и фольгой (отражает тепло). Рефрижераторы дополнительно оборудуются охладительной установкой, питаемой от автономного источника энергии (дизель-генератора), либо за счет снятия части мощности с вала двигателя автомобиля.