Страхование грузоперевозок
Под страхованием грузоперевозок чаще всего понимается страхование грузов, т.е. имущественное страхование. В России, при страховании грузов, стала обычной ставка страховых премий в размере 0,3-1,5% от стоимости страхуемого груза при автоперевозке, 0,2-0,6% − при морской перевозке, 0,2-1% − при железнодорожной. Указанные цифры могут служить лишь ориентиром, т.к. окончательная ставка страховой премии устанавливается исходя из типа груза, типа используемого подвижного состава, проложенного маршрута следования и даже репутации перевозчика и экспедитора, занимающегося организацией и/или проведением перевозки.
Имущественное страхование подразумевает полное или частичное возмещение реального ущерба. Под реальным ущербом понимается утрата или повреждение имущества (п. 2 ст. 15 Гражданского Кодекса Российской Федерации). При перевозках − утрата, недостача, порча груза. Не следует путать реальный ущерб и упущенную выгоду, под которой при страховании перевозки грузов подразумеваются неполученные доходы, которые были бы получены при обычных условиях гражданского оборота (там же). К тому же, упущенной выгодой могут считаться только предпринятые заинтересованным лицом меры, направленные на получение дохода, или же приготовления к осуществлению таких мер (п. 4 ст. 393 ГК РФ).
Страхование упущенной выгоды является разновидностью страхования финансовых рисков. Помимо упущенной выгоды при страховании грузоперевозок возможно застраховать дополнительные расходы страхователя, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения экспедитором/перевозчиком своих обязательств по доставке груза (например, остановка производства вследствие неполучения сырья и материалов для его работы). При этом возмещению подлежат все расходы, включая налоговые отчисления, зарплату рабочим, аренду площадей и техники, проценты по кредиту.
Ставка страховой премии возрастает при удлинении маршрута следования, при особых свойствах грузов. Например, международные перевозки опасных грузов являются одними из самых дорогих, в том числе и из-за растущих величин страховых взносов. В ряде случаев, страховщик прибегает к перестрахованию − страхование одним страховщиком риска выплаты страхового возмещения, в случае наступления страхового случая у других страховщиков. Институт перестрахования позволяет страховщику брать на себя более дорогостоящие обязательства.
Помимо страхования груза при страховании грузоперевозок страхуются транспортные средства, ответственность перевозчика и владельца транспортного средства за нанесение ущерба жизни, здоровью или имуществу третьих лиц. Таким образом, страхование перевозки грузов подразумевает использование одновременно нескольких видов страхования: имущества (груза), финансовых рисков (расходы и упущенная выгода грузовладельца, обычно получателя груза), ответственности (владельца транспортных средств, перевозчика). К тому же, в России работники любой организации получают социальную и медицинскую страховку − в этом случае речь идет о личном страховании.
При наступлении страхового случая для его фиксации привлекаются различные специалисты: тальманы − для подсчета количества грузовых мест при погрузке и разгрузке морского судна; сюрвейеры − для расследования причин наступления страхового случая и предварительного определения размера ущерба; при международных морских перевозках − аджастеры − для урегулирования претензий страхователя.
Компания «ЛК Мультитранспорт» оказывает услуги по страхованию грузоперевозок, представлению интересов своих клиентов в случае наступления страхового случая, оказанию юридической им помощи, консультации.